Художник Щербатых Олег
Щербатых Олег , "Праздник", дерево, масло, 50x70 см, 2015
Российский художник Олег Щербатых создает на своих полотнах новые миры, творчески переосмысливая традиции фламандской живописи времен Брейгеля Старшего и разбавляя их элементами сюрреализма. Ранний период его творчества выдержан в реалистической манере, уже в начале 90-х он увлекся примитивизмом, а позднее обратил серьезное внимание на работы фламандских мастеров. Его привлекла строгая реалистичность их полотен в сочетании с элементами фантастики. Вместе это создавало эффект перехода в другое, похожее на наше, но не идентичное измерение.
Щербатых Олег "Другая жизнь", холст, масло, 40x50 см, 2014
Наиболее явно влияние фламандцев проявляется в работах «Праздник», «Горка», «Усадьба». Коренное отличие кроется в солнечном мировосприятии Олега Щербатых. Пожухлая трава, грязноватый снег – а над ними взмывают в небо яркие воздушные шары и неутомимые хоккеисты носятся по речному льду. Мир художника камерный, он не раскрывает перед зрителем космические дали, но описывает романтику повседневности. В его «Мироздании» на черепахе и слоне стоит не целая земля, а отдельный остров с домиком-деревом. «Небоскреб» – это тоже дерево-дом, с традиционно не зашторенными окнами, ведь его обитателям нечего скрывать от окружающих. Впрочем, густонаселенное дерево – не предел фантазии Щербатых. Под жилье можно использовать даже шляпу, нахлобученную на чью-то голову, как это происходит на картине «Скоро лето».
Щербатых Олег, "Ловцы времени" 50x40 см, 2013
В отношении Олега Щербатых к дому переплетаются мотивы русских сказок и брейгелевской вавилонской башни. Однако в его работах нет тревожности: в «Шузграде» гигантскому сапогу-теремку не грозят никакие незваные гости, а в «Башне», скорее даже мировом древе, обитателям тепло и уютно. Мотив дерева-дома по-иному раскрывается в «Ветряках». Здесь ствол и ветряные мельницы образуют единое целое, сплав природы и человеческой цивилизации, залог мирного сосуществования.


Художник любит играть с размерами – на его полотнах «Марсик» и «Сторож» замерли гигантские коты и собаки. На картине «Пастух» крепыш в шкурах присматривает за неспешно бредущими мамонтами. С другой стороны, в противовес миру гигантов, миниатюрный мир мышей представлен в «Другой жизни», где люди и грызуны одинаково цивилизованны.
Щербатых Олег, "Охотники" , холст, масло, 2011
Время на полотнах Щербатых течет по-своему. Если сильно постараться, то его можно поймать и подчинить себе, как в «Ловцах времени», где гигантские настенные часы покинули насиженные места и превратились в дома на воде. Всё замерло: стрелки на циферблатах, люди в лодках и даже морские волны – теперь можно никуда не спешить, ведь время в их власти.

Щербатых Олег, "Скоро лето", 75x75 см, 2010
Олег Щербатых бережно цитирует классику. Потомок обжоры Гаргантюа предстает перед нами в «Нектаре». Его интерпретация «Охотников на снегу» гораздо динамичнее брейгелевской. Способствуют этому и напряженные фигуры мужчин, тонущих в сугробах или несущихся за собаками, и зарево заката, придающее полотну марсианские черты. В своей интерпретации движения художник не мог обойти вопрос транспорта. Решает он его радикально, помещая на холст взлетающих соломенных птиц или чугунные утюги-дельтапланы. В «Мечтателе» в воздухе оказывается всё: мальчик на ковре-самолете, игрушечные самолеты и паровозики – и даже плотные облака готовы принять пассажиров.

Миры Олега Щербатых: живые деревья, умные животные, оптимистичные люди – дарят зрителю тепло и помогают забыть о текущих проблемах. Картины живописца не могут надоесть: каждая деталь на полотне заслуживает внимания и заставляет возвращаться к ней. Его добрые работы станут украшением интерьера, подстегивая полет фантазии и предлагая по-новому взглянуть на привычные вещи.

Репродукции картин Олега Щербатых представлены ЗДЕСЬ.