В серии картин, посвященных троянскому коню, гигантская фигура обретает вид Ноева ковчега. Он становится убежищем для десятков домов, люди карабкаются на крылья, распростертые перед взлетом. В другом варианте этого произведения перед нами троянский конь, готовый встать на рельсы, но предпочевший свободный полет движению по строго определенному маршруту. В «Рыболете» мы видим уже не дом-муравейник, а индивидуальное транспортное средство, меняющее направление по желанию хозяина. Верещагинские города всегда готовы к движению. Это летучие корабли в «Догоняющих облака», дополненные мощными воздушными шарами. На зиму они становятся на прикол и обрастают домами. В «Трех мостах» участок суши может отделиться от нее в любое мгновение.
Гулливерские башмаки и сапоги становятся убежищем для десятков крошечных человечков. Не всегда они твердо стоят на земле: обувь может загадочно зависнуть в воздухе, и тогда забираться к себе домой придется с помощью веревочных лестниц. Иногда башмак ставят на колеса или превращают в кибитку. В крайнем случае обувь используется как автомобиль в «Выезде пикового туза». Цирковую природу этого цикла подчеркивает картина «Жонглер», где тоже не обошлось без гигантского башмака. Впрочем, жить можно не только в старой обуви. Настенные часы становятся уютным домиком с балконом, а «Проверенные трубки» – отличным местом для отдыха.
Игральные карты – важная часть мировоззрения Андрея Верещагина. С их помощью он воздвигает брейгелевскую Вавилонскую башню на картине «Пирамида». Как и любой карточный домик, она кажется хрупкой и неустойчивой, но эту иллюзию разрушает приближение к ней в «Таинственной истории», где очевидно, что бумажные блок и на самом деле каменные. На картине «Третий день рождественской недели» голландские зимние пейзажи и ряды домов напоминают складывающиеся домино.
Репродукции картин Алексея Верещагина представлены
здесь.